Сначала под кайфом…
Детско-подростковая наркомания и становление личности никак не совместимы. Априори одно исключает другое. Если не обращать внимания на проблему и пустить ситуацию на самотек, можно потерять детей, сначала в социальном плане, а затем физически. И тут уж обществу будет совсем не до демографии. Сохранить бы уже рожденных.
Тревожная статистика
Нельзя сказать, что общество не обеспокоено ситуацией. Вот и в саровских школах работают психологи и социальные педагоги, на беседы к подросткам они приглашают представителей правоохранительных органов и медиков, которые дружно говорят о вреде наркотиков, каждый день ведут психологическую работу по телефонам горячей линии специалисты Молодежного центра.
Телефон горячей линии «Ровесник ровеснику»: 3-33-13. Бесплатно педагоги-психологи консультируют родителей детей с проблемами по телефону 6-90-33.
По словам заместителя директора департамента образования Елены Туровской, в школах сейчас анонимно проводят подробное анкетирование, причем и медицинского характера тоже.
Почему анонимно? Так захотели сами дети и их родители, и понять их можно. Зато участие детей практически 100-процентное. Анкеты помогли составить статистику, которая не может не настораживать:
– Мы опрашиваем детей начиная с 14 лет. 6-7 процентов из них говорят, что пробовали наркотики. Но что они вкладывают в это понятие? Некоторые, к счастью, путают наркотики с алкоголем и табаком. Но и это тревожно. Вопрос «почему» тоже звучал в анкете. Некоторые пробуют травку, таблетки из любопытства, некоторые по настоянию друга. Но был там и пункт с вариантом ответа «что-то другое». И часть ребят отвечала именно так. А это значит, что не любопытство и не друг, а что-то происходит такое в семье, в ближайшем окружении, что толкает на этот путь.
Одна надежда на любовь
Многие люди считают, что в нашей жизни не стало романтики. В обществе теперь четкая мотивация на зарабатывание денег, до любви ли и душевных отношений в семье? Ну не обогащается теперь душа чувствами! Дети подсознательно копируют жизнь родителей, и если это не благополучная семья, то катиться по наклонной гораздо легче. Но и в благополучных нет порой благополучия.
Все проблемы от недопонимания или от нежелания тратить усилия на понимание, корректные беседы о том, что наркотики – это не модно и есть сотни способов получить от жизни удовольствие.
Треть детей, по итогам анкетирования, не находят контакта с родителями. А уж если говорить об окружающем нас мире, то он помогает не воспитывать, а разрушать неустойчивую психику ребенка. В.Шемякина, директор лицея № 15: – Утром встаешь, включаешь телевизор и видишь постельные сцены. А с какими теперь фотографиями выходят журналы! Кайф – главный герой сегодняшнего дня.
Куда смотрит полиция?
Удивительно, но факт, в полиции вовсе не считают средним возрастом саровского наркомана 16-17 лет. А именно эти цифры в недавнем интервью назвала нарколог Н.Горбунова (судя по количеству обращений в наркологическое отделение больницы). И в полиции, и в поликлиническом отделении наркологии полагают, что возраст наркомана гораздо больше – лет 30-35. Это имеет свои основания. Полиция занимается совершеннолетними правонарушителями, у которых впоследствии и выявляют зависимость, посылая на принудительное лечение. И в поликлинику обращаются за помощью уже зрелые люди. Наркотический бизнес любит деньги, а они имеются у взрослых людей. Тем не менее, подростковая наркомания в городе есть.
Из какой ты стаи, белый орел?
В.Попов, и.о. начальника инспекции по делам несовершеннолетних:
– Родители боятся обращаться к нам, думают, что их ребенка сразу на учет поставят. Мы поможем, проведем беседу о последствиях употребления наркотиков. Лучше это сделать сейчас, потом хуже будет. Когда пытаешься маму убедить, что ребенок попал в плохую среду, год, а то и больше проходит. И уже трудно вытащить из этой грязи. Родители часто не знают круга общения ребенка.
– Бывает так, что родители сдаются?
– Однажды отец сам притащил своего сына к нам за шиворот, вот, мол, разбирайтесь, мужики.
– В одной обычной саровской школе учитель дважды ловил ребят на покупке каких-то зерен. Он наблюдал неадекватность в поведении, бледность, сонливость у ребят, которые предположительно успели их употребить.
– В любом случае учителю лучше изъять эти зерна и принести к нам на экспертизу, чтобы проверить содержание в них наркотических веществ, установить канал их поступления. Но, возможно, это и не наркотики. Иногда это своеобразная игра. Подростки провоцируют учителей своим поведением. Нас сегодня больше беспокоит алкоголизм среди школьников. 40 человек уже на учете. Употребляют за компанию и просто от безделья, в основном слабый алкоголь, пиво. Но в каком количестве!
– Анализировали, из каких семей эти ребята?
– Из благополучных тоже. Порой спрашиваешь такого «героя»: «Ты зачем пошел на кражу, ведь в семье есть все?» А он просто, оказывается, не хочет быть белой вороной. Наверное, думает, что орел. Чрезмерные любители пива, как правило, слабохарактерные, не могут постоять за себя, не умеют сказать: «Не хочу и не буду». Я часто общаюсь с ребятами из клуба «Мужество». Они увлекаются спортом – силовыми видами, хоккеем, в городе 150 всевозможных кружков, только выбирай. У них есть цели, поступить в Академию МВД, например.
– Родители детей, употребляющих наркотики, могут анонимно обратиться за консультацией, помощью в полицию?
– Круглосуточно по телефону
3-05-72.